МБДОУ детский сад № 16 352465 Краснодарский край, Успенский район, село Новоурупское, ул. К. Маркса, 24 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (918) 958-59-08
+7 (861) 406-44-00
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: s.guchakova67@yandex.ru

Цель:

  • закрепление знаний детей о истории происхождении книги,
  • пробудить интерес к творческой деятельности человека,
  • формировать «образ музея», как собрания предметов культурно-исторического знания,
  • расширение кругозора дошкольников,
  • обогащение предметно-развивающей среды новыми экспонатами,
  • повышение интереса к бережному отношению к книге,
  • активизировать познавательную деятельность
  • привлечь родителей к  совместному сотрудничеству с педагогами и участию в организации группового «мини-музея книги»;

Предшествующая работа:

  • систематическое проведение занятий;
  • как создаются книги;
  • экскурсия детей и родителей в библиотеку;
  • рассматривание книг, иллюстраций.

Коррекционная задача:

  • обогащение словаря;
  • изучение новых слов, развитие связанной речи, совершенствование грамматического строя речи;
  • развития зрительного восприятия, памяти;

Материал:

Выставка с красочно оформленными книгами, картинки с изображением папируса, гусляров, старинные книги и книги, разные по году издания и оформлению, различные современные книги.

Изучаем мир книги

Ход занятия:

Дети:

Сегодня день у нас особый!
Мы познакомим Вас друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя!
(Витя)

Говорит она беззвучно.
Но понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней!
(Аня)

Воспитатель:  - О чем говорится в этом стихотворении и в загадке?  Правильно – это книга. Книга – это источник знаний. Одна книга тысячу людей учит.  А для чего нам нужны книги (чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умней).

Воспитатель: Предлагает осмотреть выставку и вспомнить, из каких материалов в древности делали книги. «Вспомните, ребята, что вы видели в музее книги, в главной Российской государственной библиотеке?»

Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, какой была первая книга, ее прообраз? Расскажите о ней.

а) Самый первый прообраз книги – «человек-книга». В очень далекие времена, когда люди не имели письменности, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти и передавали от одного человека к другому, назывались такие люди сказателями. (Рассматривают иллюстрацию гусляров).

Воспитатель: -  Найдите на выставке иллюстрации сказателя? Правильно, это гусляры. (На Руси сказатели  сопровождали свой рассказ игрой на гуслях). А здесь, что изображено? (дети рассказывают).

б) «Книга-плитка» (писали острой палочкой на глиняных дощечках);

  • металлическая заостренная палочка называлась стило;
  • книга состояла из несколько десятков или сотен плиток;

в) «Книга-дерево» (книга из дерева), выдалбливали, заливали воск и писали острой палочкой (заостренная палочка – стило). Дощечки соединяли шнурком в книжечку;

г) На берегах Нила, в древнем Египте рос папирус.

Книги на лентах папируса. Текст писали красной охрой, заголовки – черной сажей. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно укладывалась в ящики.

д) На Руси папируса не было. Чем заменили его славяне? Заменили берестой (отвечают дети).

Берестяные книги. Их писали острым железным или костяным стержнем (также их хранили свернутыми в трубочку в ящиках).

е) Пергаментные книги (из шкуры животных: коров, быков, крокодилов). Были рукописные, очень дорогие, богатые книги. На книгу изводилось целое стадо животных.

е) Наконец, изобрели бумагу. Книги стали писать на бумаге, сначала от руки, потом печатать (буквы литеры). Человек придумал печатный станок. Первую печатную книгу в России изготовил Иван Федоров (спросить у детей). Ему в Москве поставили памятник.

Человек улучшил печатный станок, теперь существуют машины, которые очень быстро печатают книги.

Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте рассмотрим, какие бывают современные книги. Поговорим о том, как устроена книга. (Воспитатель показывает рукой и спрашивает детей, как называется та или иная часть книги). Где у нее обложка, суперобложка, переплет, титульный лист, корешок, который скрепляет страницы, титульный лист, иллюстрации, текст, предисловие, содержание, оглавление?

Воспитатель: предлагает Милане прочитать стихотворении о Титульном листе.

На этой странице
В порядке особом
Прочтешь, мой читатель,
Сверху вниз

Фамилия авторов,
Книги название,
А также издательства
Полное звание,

Издание, город и год.

Иллюстрации – рисунки, сопровождающие и дополняющие текст.

Варвара расскажет стихотворение.

Мы тоже очень важные,
Красиво разукрашены.
Расскажем мы читателю
О том, что кто, когда и где

Творит  дела прекрасные,
А может, несуразные,
А может, даже злые –
Решай, читатель, сам

Взглянуть на иллюстрации
К стихам, рассказам, повестям.

Предисловие – рассказ о писателе или обращение автора к читателю, в котором он объясняет о чем книга.

Прочитает Карина

Я бываю разное –
Длинное и страстное,
Краткое
И даже иногда в стихах.

Содержание, оглавление – перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены.

Замрат расскажи нам стихотворение об этом:
Как в доме обычном есть список жильцов,
Так в книге любой
Оглавление нужно
Чтоб быстро читатель
Нашел в ней, что нужно.

Открытие музея

  1. Звучит тихо музыка.

Воспитатель:  Дети куда мы пришли? (к музею) А что такое музей? (Это место, где собирают, хранят и показывают старинные предметы).

Воспитатель: - Ребята, у каждого человека есть вещи, которые ему дороги и они хранят их, как память о чем-то приятном, чтобы показать их детям, внукам. Например, одни собирают картины, другие посуду или как мы – книги, которые читали ваши бабушки, мамы, когда были маленькими. Какие предметы собирают и хранят в вашей семье?

И у нас в группе, с вашей помощью и ваших родителей таких книг стало много, чтобы сделать «музей-книги». А большой у нас музей? (мини-музей).

Воспитатель: - Расскажите, какие книги собраны в нашем музее? (Дети отвечают: книги-самоделки, музыкальные книги, книги-раскладушки, разные по размеру, по году издания и т.д.) А какие еще есть экспонаты? (Перья, береста, пергамент).

Воспитатель: - Спасибо всем. Наш музей, ребята, будет пополняться новыми книгами, будем ходит в музей, пользоваться книгами, чтобы узнавать много интересного!